ЛЕКЦИЯ 1.                                                                                              

 

Тема:

Правовая информация и способы ее распространения.

Учебные вопросы:

1.      Понятие и структура правовой информации.

2.      Условия и порядок вступления в силу нормативных правовых актов.

3.      Способы распространения правовой информации.

4.      Перспективы использования компьютерных технологий для официального опубликования нормативных правовых актов.

     Литература:

1.      Введение в правовую информатику. Под общей редакцией Новикова Д.Б., Камынина В.Л., М: НПО «ВМиИ», 1999.

2.      Нормативные правовые акты ( по тексту).

 

 

1. Понятие и структура правовой информации.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации ши­роко применяется термин «правовая информация». К правовой инфор­мации относятся прежде всего правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и дру­гих нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую ин­формацию включаются также материалы о правовом образовании и раз­работке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, норматив­но-технических и научных материалов, охватывающих все сферы право­вой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором» (то есть от кого она исходит) и на что она направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация ин­дивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значе­ние и направленная на регулирование общественных отношений.

    Информация индивидуально-правового характера, имеющая юри­дическое значение, это информация, исходящая от различных субъек тов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на созда­ние (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не вле­кущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализа­цию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

 

А). Официальная правовая информация.

Официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

А1). Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт это письменный официальный доку­мент, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим ор­ганом в пределах его компетенции и направленный на установление, из­менение и отмену правовых норм. Нормативный правовой акт может быть как постоянно действующим, так и временным, рассчитанным на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступ­лением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобяза­тельное государственное предписание постоянного или временного харак­тера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государ­ственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781-П ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативно­го характера следующие конкретные признаки:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз при наличии обстоятельств, предусмотренных данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма права распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком:

родом занятий, полом, жительством на определенной территории и т.д.).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем пер­вый признак основной, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

а) круга государственных органов, организаций, учреждений;

б) круга должностных лиц;

в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);

г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального

прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает

соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подза­конные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударст­венные договоры.

Законы РФ нормативные правовые акты, принимаемые путем ре­ферендума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всена­родным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые ак­ты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

законов РФ о поправках к Конституции РФ;

федеральных конституционных законов;

федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Кон­ституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также за­коны, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.

Подзаконные акты это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в за­висимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Норматив­ные правовые акты Президента РФ принимаются, как правило, в фор­ме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и рас­поряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую си­лу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так назы­ваемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и'постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры нормативные правовые акты, регули­рующие отношения Российской Федерации с иностранными государст­вами или международными организациями.

Внутригосударственные договоры нормативные правовые акты, регулирующие отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представ­ляющим для сторон взаимный интерес.

А2). Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации мож­но отнести:

ненормативные акты общего характера;

акты официального разъяснения;

правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководя­щие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Ар­битражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие к нормативным правовым актам. При этом не подверга­ется сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении едино­образного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, су­дебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как норма­тивный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о пазначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, указ Прези­дента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

А3). Нормативное содержание и форма правового акта

Существует зависимость между нормативным содержанием акта и его формой.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановле­ний, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполни­тельной власти регулируется действующим законодательством. В соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 «Об ут­верждении Правил подготовки нормативных правовых актов федераль­ных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной влас­ти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, пра­вил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Соответственно, ненорматив­ные акты издаются в самых разных формах, предусмотренных законом.

В Постановлении № 1009 речь идет только о нормативных актах федераль­ных органов исполнительной власти. Однако в соответствии со ст. 6 Федераль­ного закона № 394-1 от 02.12.90 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативные акты Банка России, непосредственно затрагива­ющие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрирова­ны в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации актов федераль­ных министерств и ведомств, а значит, правила подготовки нормативных актов Центрального Банка РФ не должны вступать в противоречие с Постановлени­ем № 1009. Тем не менее ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 № 02-395 «О по­ложении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу норматив­ных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в ко­торых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ № 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта.

В свою очередь, Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполни­тельной власти и их государственной регистрации», утвержденных Прика­зом от 17.04.98 № 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постанов­ления Правительства РФ № 1009 НПА федеральных органов исполнитель­ной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряже­ний, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (на­пример, указания), не должны носить нормативный правовой характер.

Однако существуют исключения из этого правила. Так, в 1994-1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно при­сущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслужи­вание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются инди­видуально-правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно отно­сится к практике издания такого рода актов в форме законов.

Б). Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридичес­кое значение, отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъ­ектов права, не имеющих властных полномочий, граждан, организаций.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юриди­ческое значение, подразделяется на следующие группы:

договоры (сделки);

жалобы, заявления, порождающие юридические последствия. Общие черты этих актов:

они носят индивидуально-правовой характер,

они направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных

правоотношений.

В). Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация (материалы и сведения о законодательстве и практике его применения) отличается от офи­циальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых по­следствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

материалы статистики по правовым вопросам (статистические дан­ные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

образцы деловых бумаг;

комментарии законодательства;

научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам

законодательства.

 

2. Условия и порядок вступления в силу нормативных правовых актов.

Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступле­ния в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные тре­бования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необосно­ванных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Замечание. Порядок опубликования и вступления в силу норма­тивных правовых актов может меняться в связи с принятием новых ак­тов, регулирующих эти вопросы. Вся информация по данным вопросам дается по состоянию на 1 января 1999 г. Отме­тим, что информацию о порядке опубликования и вступления в силу нор­мативных правовых актов, полностью актуализированную на текущую дату, можно получить в системах КонсультантПлюс по федеральному законодательству в разделе «Справочная информация» (поле «Темати­ка») в виде отдельного документа.

2.1. Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведе­ния, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования норма­тивных правовых актов послужил основой для принятия актов, опреде­ливших порядок опубликования и вступления в силу НПА.

Ныне действуют следующие акты Российской Федерации, регулиру­ющие этот вопрос:

1) Федеральный конституционный закон от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 78, 79);

2) Федеральный закон от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликова­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе­деральных законов, актов палат Федерального Собрания»;

3) Федеральный закон от 02.12.90 № 394-1 (ред. от 31.07.98) «О Цен­тральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 6);

4) Федеральный закон от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных до­говорах Российской Федерации» (ст. 24, 30);

5) Федеральный закон от 26.11.98 № 182-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

6) Таможенный кодекс РФ (ст. 11);

7) Налоговый кодекс РФ (ст. 5);

8) Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763 (ред. от 16.05.97) «О поряд­ке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации. Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»:

9) Указ Президента РФ от 13.08.98 № 963 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Рос­сийской Федерации, Правительства Российской Федерации н норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

10) Указ Президента РФ от 01.07.96 № 1009 «О федеральной комис­сии по рынку ценных бумаг»;

11) Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 (ред. от 06.11.98) «Об утверждении Правил подготовки нормативных право­вых актов федеральных органов исполнительной власти и их государ­ственной регистрации»;

12) Постановление Правительства РФ от 26.12.95 № 1263 «Об инфор­мационном бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку»;

13) Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395 (ред. от 24.06.98) «О Поло­жении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»;

14) Указание ГТК РФ от 02.07.97 № 01-14/836 «О применении тамо­женными органами законодательства Российской Федерации». От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу прохо­дит определенное время, необходимое для его государственной регистра­ции (для ведомственных актов) и опубликования (для всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента РФ и Правительства РФ, которые не носят нормативного характера, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведе­ния конфиденциального характера (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763), а также акты органов исполнительной власти, не имею­щие нормативного характера. Таким образом, обязательными условиями вступления НПА в силу являются:

1) обязательное официальное опубликование всех НПА (ст. 1 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов палат Федераль­ного Собрания» от 14.06.94 № 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ «О по­рядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти» от 23.05.96 № 763);

2) обязательная государственная регистрация нормативных право­вых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагива­ющих права, свободы и обязанности человека и гражданина, уста­навливающих правовой статус организаций или имеющих межве­домственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763), Причем государственной регистрации подлежат НПА, обла­дающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими (п. 12 «Разъяснении о применении Правил подготовки норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Мин-юста РФ от 17.04.98 № 42).

2.1.1. Официальное опубликование

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помеще­ние полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Пра­вительства РФ такими изданиями являются «Российская газета» и «Со­брание законодательства Российской Федерации» (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 № 5-ФЗ, ст. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликова­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.94 № 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 jN" 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, ука­зывается, что дата выпуска «Собрания законодательства Российской Фе­дерации» не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания изда­ния в печать и, следовательно, с этого момента реально еще не обеспечи­вается получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты «Российской газеты» и «Собрания зако­нодательства Российской Федерации» и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования НПА.

Для ведомственных НПА (за исключением актов ЦБ РФ, ФКЦБ) до 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 № 963 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступ­ления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти») официальным опубликованием счита­лось опубликование в «Российских вестях» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 763). Президент РФ Указом от 13.08.98 № 963 внес изменения в поря­док опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установив, что указанные акты подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» вместо газеты «Российские вести», как было ранее.

Для НПА ЦБ РФ официальным источником опубликования являет­ся «Вестник Банка России» (ст. 6 ФЗ от 02.12.90 № 394-1). Для НПА ФКЦБ «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.95 № 1263).

2.1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 № 305 была введена государстйенная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер.

Указом Президента РФ от 21.01.93 № 104 было установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистри­рованные, но не опубликованные в определенном законодательством по­рядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствую­щих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к граж­данам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержа­щихся в них предписаний.

В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.05.92 № 305 и Указ Президента РФ от 21.01.93 № 104 утратили силу в связи с утверждением новых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной ре­гистрации (см. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009) и в связи с новым Порядком опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов фе­деральных органов исполнительной власти (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763). Тем не менее правовые последствия несоблюдения уста­новленного порядка регистрации и опубликования актов, которые в этом нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.

 

2.2. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов

2.2.1. Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней по­сле официального опубликования.

Данный порядок действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ). В отношении актов, принятых ранее, следует руко­водствоваться положениями Закона РСФСР от 13.07.90 № 89-1 «О по­рядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других ак­тов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Сове­том РСФСР и их органами».

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федераль­ного Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ, действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существу­ют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Феде­рального Собрания:

1) порядок вступления в силу документа может быть определен в са­мом документе, а именно называется конкретная дата или, что встре­чается наиболее часто, дается формулировка «Вступает в силу после официального опубликования»;

2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдель­ным документом законом о введении его в действие. Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вно­сящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в ча­сти установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законода­тельства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного ме­сяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа оче­редного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сбо­ров, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сбо­рах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правона­рушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав на­логоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, ес­ли прямо предусматривают это.

2.2.2. Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Прави­тельства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истече­нии семи дней после дня их первого официального опубликования (п.п. 5,6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, со­держащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Данный порядок является общим и применяется:

если самими актами не установлен другой порядок вступления в си­лу (п. 7 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763);

в отношении актов, принятых с 05.06.96 (дата вступления в силу

Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).

Для определения даты вступления в силу актов, принятых ранее, сле­дует применять положения Указа Президента РФ от 26.03.92 № 302, в настоящее время утратившего силу.

2.2.3. Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда РФ.

В соответствии со ст. 78, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ решения Конституционного Суда вступают в силу не­

медленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опуб­ликованию в официальных изданиях органов государственной власти Рос­сийской Федерации, субъектов РФ, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

2.2.4. Порядок вступления в силу НПА федеральных органов исполнительной власти

Если порядок вступления в силу НПА не определен в самом акте, то в соответствии с п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 НПА фе­деральных органов исполнительной власти вступают в силу по истече­нии десяти дней после дня их официального опубликования.

НПА федеральных органов исполнительной власти, содержащие све­дения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официаль­ному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Ми­нистерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня их государственной ре­гистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен бо­лее поздний срок (п. 1 Указа Президента РФ от 16.05.97 № 490).

2.2.5. Особый порядок вступления в силу НПА Государственного таможенного комитета РФ

Нормативные правовые акты Государственного таможенного комите­та РФ (ГТК РФ), затрагивающие права и законные интересы граждан, юридических лиц или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, как и другие НПА федеральных органов исполнительной власти. Но порядок вступления в силу НПА ГТК РФ установлен иной.

Если срок вступления в силу НПА ГТК РФ не определен в самом до­кументе, то действует порядок, определенный ст. 11 Таможенного кодек­са: нормативные акты ГТК РФ общего характера вступают в силу по ис­течении тридцати дней после их опубликования этим комитетом.

Исключения составляют следующие случаи:

если акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют (могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие до их издания);

если акты законодательства РФ обязывают ГТК РФ ввести норма­тивные акты по таможенному делу в более короткие сроки. Иные правовые акты ГТК России (внутриведомственного характера, нормативно-технические) вступают в силу с момента их подписания, если в самих актах не установлен более поздний срок вступления в силу (Указание ГТК РФ от 02.07.97 № 01-14/836).

Этим же Указанием подтверждается, что на акты ГТК РФ в вопросах официального опубликования распространяется действующий в отно­шении федеральных органов исполнительной власти порядок.

2.2.6. Порядок вступления в силу НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг

До принятия Федерального закона от 26.11.98 № 182-ФЗ «О вне­сении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ Президента РФ от 03.07.95 № 662 (ред. от 28.05.97), Указ Президента РФ от 01.07.96 № 1009). Федеральный за­кон 182-ФЗ установил, что постановления ФКЦБ, имеющие нор­мативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу. Таким образом, на НПА ФКЦБ был распространен общий для НПА федеральных органов исполнительной власти порядок вступле­ния в силу.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 № 1263 ФКЦБ разре­шено издание информационного бюллетеня «Вестник Федеральной ко­миссии по рынку ценных бумаг». Опубликование в этом бюллетене ак­тов ФКЦБ является их официальной публикацией.

    2.2.7. Порядок вступления в силу нормативных актов Банка России.

Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных ми­нистерств и ведомств (ст. 6 ФЗ о «Центральном банке Российской Феде­рации», п. 6.1 Приказа ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395).

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.12.90 № 394-1 нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Подробно регламентирует порядок опубликования и вступления в силу норматив­ных актов Банка России Положение Банка России «О порядке подготов­ки и вступлении в силу нормативных актов Банка России» от 15.09.97 № 519 (ред. от 24.06.98) (Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395).

Сведения о порядке опубликования и вступления в силу норматив­ных правовых актов представлены в приложении 2.

 

 

3.      Способы распространения правовой информации.

 

Как уже отмечалось во введении, основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации. Это и традиционные печатные издания (газеты и журналы), и электронные СМИ (компью­терные правовые системы, радио, телевидение). Какой же из этих спо­собов распространения правовой информации более удобен? Что пер­спективнее? Каковы прогнозы развития и использования различных видов СМИ для распространения правовой информации? Эти вопро­сы очень часто дискутируются и среди экспертов и среди обычных пользователей. Очень часто высказываются крайне радикальные взгляды: от полного неприятия компьютерных, электронных СМИ (хотя в последнее время такая точка зрения встречается все реже) до полного отрицания перспектив для изданий на бумажных носителях. Вместе с тем верный прогноз развития различных видов СМИ в этой области очень важен для своевременного и эффективного решения многих практических проблем, и в первую очередь для решения про­блемы организации оперативного и качественного официального опубликования НПА.

Прежде чем детально обсудить сформулированные выше вопросы и подробно остановиться на достоинствах и недостатках различных ви­дов СМИ, необходимо отметить следующее. Говорить об удобствах или неудобствах конкретных СМИ нельзя, не определив задачи и потребите­лей информации, относительно которых идет обсуждение.

 

3.1. Печатные издания.

Использование печатных изданий (на бумажных носителях) является традиционным способом распространения правовой информации. Вне всяких сомнений и сегодня С МИ на бумажных носителях не утратили своего значения. Несмотря на то что компьютерные правовые системы в последние годы распространяются тиражами, сопоставимыми с тиражами традиционной периодики, роль газет и журналов нельзя недооценивать ни сейчас, ни в обозримом будущем. Причины этого объективны.

Во-первых, если говорить о потребителях правовой информации, то в силу сложившихся привычек и навыков существенная часть спе­циалистов и большая часть обычных граждан предпочитают воспри­нимать правовую информацию, воспроизведенную на бумаге. Вместе с тем постепенно число любителей и постоянных пользователей ПК растет. Но нам кажется, что ожидать полной, стопроцентной переори­ентации потребителей, предпочитающих бумажные носители, на ис­пользование компьютерных СПС в ближайшие годы вряд ли следует.

Во-вторых, и это наиболее существенно решение целого ряда за­дач сегодня несомненно более удобно с использованием бумажного ва­рианта документов. Так, детальный одновременный анализ нескольких документов на бумаге, с возможностью делать необходимые пометки в тексте и т.п., далеко не всегда удобно заменить работой на компьютере даже при использовании многооконного интерфейса. Работа же с качест­венным многостраничным, фундаментальным изданием зачастую просто доставляет специалисту эстетическое наслаждение.

В-третьих, высокий темп современной жизни часто накладывает спе­цифические ограничения на время и место работы с правовой информа­цией. Так, чтение и просмотр разного рода обзоров и иных материалов в транспорте, на отдыхе за городом стали вполне привычными для боль­шинства активно работающих специалистов.

Ну и наконец самое главное, для чего в обозримом будущем несо­мненно будут продолжать использовать бумажные носители, это офи­циальное опубликование НПА. Об этом более подробно говорится в пункте 5 данного параграфа.

Если посмотреть на развитие печатных изданий, публикующих мате­риалы по правовым вопросам, за последние пять-семь лет, можно отме­тить следующую тенденцию. В печатных изданиях постепенно сокра­щался объем публикаций полных текстов нормативных актов и все в большем объеме публиковались качественные обзорные и аналитиче­ские материалы. Представляется, что для печатных изданий основнымпринципом подбора материала в дальнейшем станет следующий: «Дать читателю все самое важное удобным для восприятия способом на огра­ниченном месте».

Недостатки использования печатных изданий для обеспечения до­ступа к правовой информации также очевидны. Это относительная ог­раниченность объема публикаций, неэффективность хранения боль­ших массивов информации и поиска в них конкретных документов, низкая оперативность при передаче информации. Последнее особенно остро проявляется в том, что любой сбой в работе почты резко снижает оперативность поступления газет и журналов в регионы. По-видимому, и тут неизбежно более активное использование компьютерных техно­логий. Все больше печатных изданий стремится передавать свои маке­ты в регионы по телекоммуникациям и печатать основную часть тира­жа на местах.

Радио и телевидение тоже могут быть использованы для распростра­нения правовой информации, но только с точки зрения общего правово­го воспитания граждан. Такие СМИ, как правило, сообщают о появлении тех или иных нормативных документов, о работе законодательной и ис­полнительной власти, правоохранительных и судебных органов. Мы не будем подробно обсуждать в данной книге использование этих СМИ, по­скольку в силу своей специфики радио и телевидение не могут широко использоваться даже для ознакомления граждан с текстами правовых до­кументов, не говоря уже о какой-либо профессиональной работе с право­вой информацией.

3.2. Компьютерные системы, базы данных

Безусловно, все более массовый характер приобретает использование различных компьютерных баз правовой информации. Уже сотни тысяч специалистов используют правовые системы в своей работе, и число пользователей СПС будет и дальше стремительно расти.

Как уже отмечалось, причины такой популярности СПС в том, что персональные компьютеры становятся все более доступными как для предприятий и компаний, так и для частных лиц. Но самая главная при­чина в том, что компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь это:

возможность компактно хранить большие объемы информации,

возможность быстрого поиска нужных документов или даже их фрагментов в огромных массивах данных,

возможность с высокой скоростью передавать информацию по теле­коммуникациям на любые расстояния.

К примеру, только один оптический диск (CD-ROM) способен хранить 650 мегабайт информации, что составляет приблизительно 200 тысяч стра­ниц обычного текста или более тысячи книг среднего объема.

Очевидно, что работать с таким объемом информации, например осу­ществлять в нем быстрый поиск нужного материала, без компьютера практически невозможно. Даже привычные всем нам библиотеки с помо­щью своих каталогов и системы заказов предоставляют читателю воз­можность для поиска лишь самих книг, а не их фрагментов. Ясно, что иметь столько информации на бумаге как дома, так и на каждом рабочем месте просто не представляется возможным.

Также никакая почтовая служба не в состоянии конкурировать по оперативности передачи информации с работой телекоммуникаций.

Вместе с тем использование компьютеров в текущей работе с инфор­мацией имеет свои субъективные и объективные ограничения. Нельзя не упомянуть как о традиции и привычке работать с бумагой у значитель­ной части специалистов, так и об объективных эргономических ограни­чениях на восприятие информации с экрана. Очень часто на практике можно наблюдать, как найденные в компьютерных базах документы за­тем распечатываются на бумаге для дальнейшей работы.

Кроме того, важно видеть и границы реальных возможностей СПС, тем более что иногда пользователи преувеличивают их, ожидая от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. Это заблуждение возникает в силу того, что в СПС действи­тельно, как правило, включен огромный объем конкретных консультаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям и пользователь может с легкостью извлекать из информационного банка системы любые из этих консультаций. Но следует четко понимать, что СПС, в отличие от экспер­тов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкрет­ную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самосто­ятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в СПС, имеется та, которая в точности соответствует кон­кретной ситуации пользователя, необходима определенная квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия.

Вопросе реальных возможностях СПС является предметом спора между различными разработчиками. Некоторые из них придерживаются взглядов, что благодаря юридической обработке информации в СПС даже неподготовленный пользователь сможет сам без помощи специалистов разбираться в сложных ситуациях, другими словами, такие разработчики считают, что СПС в значительной мере смогут заменить юриста и аудито­ра. Позиция специалистов компании «Консультант Плюс» по этому во­просу более сдержанная. Ни одна СПС не сможет заменить настоящего профессионала и является лишь необходимым инструментом в работе экс­пертов. Более того, если пользователь не имеет хотя бы начального пони­мания юридических основ, то ему просто опасно самостоятельно браться за решение серьезных юридических задач, даже вооружившись самой со­вершенной СПС.

Так, например, если бухгалтер находит в газете мнение, консультацию специалиста или нормативный акт, который помогает ему сориентиро­ваться в отдельной конкретной ситуации, то это естественно экономит вре­мя, необходимое для принятия решения. Но любой, даже начинающий специалист понимает, что в сложной ситуации нельзя целиком полагаться только на одну публикацию, даже если это нормативный акт. Необходимо самому тщательно проанализировать проблему, постараться найти другие материалы на эту тему, сопоставить их между собой, проверить, действует ли найденный нормативный акт или даже его конкретный фрагмент в на­стоящее время, и т.д. Если вопрос целиком понятен специалисту, то этот анализ он делает сам, в противном случае дополнительно привлекает дру­гих экспертов. При этом ни у кого из специалистов не возникает иллюзий, что, например, газета, публикующая ответы на вопросы, может заменить опытного эксперта-консультанта.

Абсолютно та же ситуация складывается и при работе с компьютер­ными системами, которые позволяют специалисту найти различные правовые акты и другие документы по интересующей его проблеме. Уникальные свойства именно компьютерных технологий дают возмож­ность реализовать поиск документов в сотни раз быстрее и эффектив­нее, нежели при работе с бумажными фондами. Система предоставляет пользователю достаточно большой объем материалов (нормативные акты, мнения экспертов компании-разработчика), что весьма помогает ему в самостоятельной работе. Подчеркнем, что именно помогает, но не более того. Очень важно понимать, что, несмотря на все свои преиму­щества и уникальные возможности, СПС это все же только инстру­мент, пусть и весьма мощный, помогающий пользователю при его само­стоятельной работе и при принятии решений.

Если говорить образно, то попытку неспециалиста решать юридиче­ские вопросы с помощью СПС можно сравнить с попыткой человека, не имеющего специальных знаний, лечить больных по медицинским спра­вочникам. Да, в простейших случаях, например при легкой простуде, это возможно. Но уже при гриппе или более серьезных заболеваниях необходимо обратиться к хорошему врачу, который на основе своих знаний и опыта, квалифицированно используя, если надо, те же справочники, ставит диагноз и принимает решение о методике лечения.

Обстоятельный анализ возможностей и ограничений при работе с СПС далеко не случаен. Ясное понимание реальных возможностей справочных правовых компьютерных систем, их роли и предназначения очень важно как для грамотного и эффективного их использования, так и для правиль­ной стратегии их развития. Отмеченные выше границы возможностей компьютерных правовых систем никоим образом не умаляют их реальной роли и достоинств. Очевидно, что уже в самом ближайшем будущем прак­тически ни один специалист, работающий с правовой информацией, не сможет обойтись без СПС в своей работе.

 

4.  Перспективы использования компьютерных технологий для официального опубликования нормативных правовых актов.

Компьютерные технологии позволяют удобно хранить и оперативно передавать на любые расстояния большие объемы информации. Поэтому у специалистов возникает естественное желание использовать эти техно­логии для процедуры официального опубликования нормативных актов. Однако при реализации таких идей возникает ряд трудностей принципи­ального характера.

Во-первых, нельзя однозначно сказать, будет ли опубликование до­кументов исключительно в компьютерной форме достаточным для то­го, чтобы считать документ общедоступным и реально обнародован­ным. Объективно в настоящее время далеко не все специалисты имеют доступ к ПК и соответствующий опыт работы. Если сегодня ограни­читься официальным опубликованием документов только в электрон­ной форме, то права и возможности существенной части граждан будут ущемлены. Поэтому в обозримом будущем можно обсуждать перспек­тивы электронного официального опубликования только как дополне­ние к традиционному способу опубликованию актов на бумажных носителях (публикации в газетах и сборниках) или в сочетании с дру­гими формами и способами, позволяющими гражданам получить офи­циальную публикацию документа в традиционной бумажной форме.

Во-вторых, даже если документ наряду с официальным опубликова­нием на бумаге официально опубликован и в электронном виде, практи­ческое использование официальных электронных документов пока за­труднено, и уж тем более еще рано говорить об официальном электрон­ном опубликовании как о единственном. Дело в том, что пока еще не сло­жились общепринятые традиции и практика решения двух конкретных технических проблем.

Первая проблема связана с подтверждением того, что конкретный файл получен именно из официальной системы. Другими словами, ка­ким образом судья может убедиться, что распечатка документа, предо­ставленная ему, или изображение файла на экране ПК являются именно официальной версией акта и не содержат искажений. Отсутствие просто­го и четкого технического решения этой проблемы и вместе с тем реаль­ная возможность изменять информацию в компьютере вызывают даже определенный психологический барьер у многих специалистов при ис­пользовании компьютерных текстов как истины в последней инстанции. Они, безусловно, активно используют базы ведущих компаний, но при решении ответственных вопросов ссылаются на привычные бумажные копии, официальных публикаций.

Вторая проблема заключается в том, что никто пока не предложил простой и понятный способ фиксации даты включения документа в базу и соответственно даты вступления документа в силу. Очевидно, что раз­работчики базы всегда имеют возможность поменять любую информа­цию в своей системе даже задним числом. Именно поэтому вряд ли мож­но будет в ближайшем будущем для целей официального опубликования использовать базы, которые хранятся исключительно на компьютере разработчика и всегда находятся под его полным контролем, а пользова­телям доступны только через телекоммуникации (on-line системы). Вес­ти речь об официальном опубликовании документов путем включения их в компьютерную систему можно лишь в том случае, если будет создан четкий механизм постоянного отчуждения от разработчика либо самой базы, либо перечня включенных в нее документов, позволяющий строго фиксировать дату публикации, но даже и в этом случае остаются некото­рые вопросы, решение которых потребует дополнительной проработки и апробации.

В настоящее время, согласно имеющейся у авторов информации, нигде в мире нет полностью продуманных процедур официального опубликова­ния правовых актов в электронном виде, хотя специалисты многих стран ис­следуют эту проблему и возможные пути ее решения. В России мы также видим некоторое движение в этом направлении. Так, в Указе Президента РФ от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федера­ции и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» имеется упоминание об официальных машиночитаемых текстах, которые распространяются НТЦ «Система» при ФАПСИ. Однако ни в этом Указе, ни в других документах пока не разработана конкретная организаци­онно-техническая процедура использования официальных машиночитае­мых копий правовых актов в работе широкого круга специалистов. Никако­го конкретного и проверенного на практике решения двух упомянутых вы­ше проблем использования компьютерных технологий для официального опубликования правовых актов в России также пока никем не предложено.

Казалось бы, у специалистов ФАПСИ имеются необходимые средства, та­кие, как специальные, защищенные каналы связи и специальные программ­ные средства зашиты информации, позволяющие решить проблему офици­ального опубликования правовых актов в электронном виде. Однако изна­чальная бесперспективность движения по этому пути достаточно очевидна. Она носит объективный характер и связана с неоправданной дороговизной средств, используемых в этом случае для решения проблемы. Использование закрытых, надежных и, как следствие, дорогих каналов спецсвязи необходимо и оправдано только при создании системы оперативного управления государ­ством, да и то на самых верхних ее уровнях (руководители государства, мини­стерств, субъектов федерации). Обеспечить же доступ к таким каналам не только миллионов граждан или сотен тысяч специалистов, но даже десятков тысяч государственных служащих просто нереально. Даже если отказаться от использования каналов правительственной связи и оставить лишь сертифи­цированные технические и программные средства защиты данных (крипто­графические ключи и т. п.) в сочетании с обычными телефонными каналами, это все равно будет слишком дорогостоящим средством решения проблемы официального опубликования правовых актов в электронном виде. Методо­логически такие подходы близки к тому, как если бы сегодня экземпляры «Российской газеты» или «Собрания законодательства РФ» доставлялись ад­вокатам и юристам компаний офицерами фельдъегерской связи, чтобы по до­роге тексты официальных документов нельзя было изменить.

Вместе с тем открытость правовой информации, в отличие, например, от финансовой, банковской информации, определяет и естественный подход к ее защите. Если проводить аналогии с бумажными способами обнародова­ния официальных документов, то реальная гарантия достоверности инфор­мации в массовости отчуждаемых тиражей, а не в защите каналов доставки. Страницы из официальных бюллетеней и газет бессмысленно подделывать не потому, что они хорошо защищены на пути из типографии к читателю, а потому, что тираж велик и весь его не подделать. Практическое использова­ние аналогичных принципов для опубликования правовых актов в электрон­ном виде сейчас обсуждается ведущими экспертами в этой области.

Реальную перспективу в продвижении компьютерных технологий для официальной публикации правовых актов можно оценить следую­щим образом. В ближайшие три-пять лет будет идти процесс экспери­ментов в этой области и психологического привыкания специалистов к новым технологиям. Безусловно, очень важно в этот период следить за мировым опытом в данной области и учитывать его. И только в случае решения всех упомянутых выше проблем можно будет ставить вопрос о введении компьютерной формы официального опубликования право­вых актов на законодательном уровне. Поспешные же решения здесь мо­гут в лучшем случае остаться пустыми декларациями, а в худшем дис­кредитировать саму идею официального опубликования правовых актов в электронном виде.

Используются технологии uCoz