ЛЕКЦИЯ 1.
Тема:
Правовая
информация и способы ее распространения.
Учебные вопросы:
1.
Понятие и структура правовой информации.
2.
Условия и порядок вступления в силу нормативных правовых
актов.
3.
Способы распространения правовой информации.
4.
Перспективы использования компьютерных технологий для
официального опубликования нормативных правовых актов.
Литература:
1.
Введение в правовую информатику. Под общей редакцией Новикова
Д.Б., Камынина В.Л., М: НПО «ВМиИ», 1999.
2.
Нормативные правовые акты ( по тексту).
1. Понятие и
структура правовой информации.
В сфере юридической
деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая
информация». К правовой информации относятся прежде всего правовые акты, а
также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки
законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и
принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм,
материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию
включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных
концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов
и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных
материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто
является ее «автором» (то есть от кого она исходит) и на что она направлена,
можно разделить на три большие группы:
официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера
и неофициальная правовая информация.
Официальная
правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов,
имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных
отношений.
Информация индивидуально-правового
характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая
от различных субъек тов права, не имеющих властных полномочий, и направленная
на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая
информация — это материалы и сведения о
законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие
правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
А). Официальная правовая
информация.
Официальная правовая
информация подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную
правовую информацию.
А1). Нормативная правовая
информация
Нормативная часть правовой
информации, составляющая ее ядро, - это
совокупность нормативных правовых актов (далее —
НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ,
принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах
его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых
норм. Нормативный правовой акт может быть как постоянно действующим, так и
временным, рассчитанным на четко установленный срок, определяемый конкретной
датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой
нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание
постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение
(Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781-П ГД).
Таким образом, норма права
рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или
иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем
самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных
отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от
юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные
признаки:
1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после
однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию
всякий раз при наличии обстоятельств, предусмотренных данной нормой. Она не
исчерпывается однократным применением);
2)
неперсонифицированность (то есть норма права распространяет свое действие не на
индивидуально-определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов,
организаций, объединенных каким-то общим признаком:
родом
занятий, полом, жительством на определенной территории и т.д.).
Оба признака правовой нормы следует брать в
единстве, причем первый признак основной, поскольку он прямо отражает
направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление
меры поведения.
Норма права касается:
а) круга государственных органов, организаций,
учреждений;
б) круга должностных лиц;
в) всех граждан или некоторой их категории,
определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры,
работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
г) того или иного конкретного государственного
органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава
(определение общих полномочий);
д) конкретного должностного
лица (Президента РФ, Генерального
прокурора РФ и т.д.)
независимо от того, кто персонально занимает
соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта —
это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила
акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и
компетенции органа, издавшего акт.
В соответствии с юридической
силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы
субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные
договоры.
Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или
законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные
отношения.
Высшую юридическую силу
имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом,
Конституция РФ — правовая основа
законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в
РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в
виде:
• законов РФ о поправках к
Конституции РФ;
• федеральных конституционных
законов;
• федеральных законов (в том
числе кодексов).
Федеральные конституционные
законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут
противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным
законам.
К числу законов относятся
также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы
иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами
субъектов РФ.
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение
законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или
устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не
противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации
законодательных норм.
Они, в свою очередь, также
подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции
органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру.
Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ
принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции
РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента РФ принимаются, как
правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ
принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут
противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты
Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов
исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства
РФ принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов
исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и
во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но
и'постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою
иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права,
находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международные
договоры — нормативные правовые акты, регулирующие отношения Российской
Федерации с иностранными государствами или международными организациями.
Внутригосударственные
договоры — нормативные правовые акты, регулирующие отношения между Российской
Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам,
представляющим для сторон взаимный интерес.
А2). Иная официальная правовая
информация
К иной (ненормативной) официальной правовой
информации можно отнести:
• ненормативные акты общего
характера;
• акты официального разъяснения;
• правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию
правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты
исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических
прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются
полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования
Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума
Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу
правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни
авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим
новых норм, другие — к нормативным
правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных
актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты — это индивидуально-правовые акты, принимаемые
органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими
органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу,
органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному
субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение
о пазначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, указ Президента
РФ о назначении на должность министра и т.д.).
А3). Нормативное содержание и форма правового акта
Существует зависимость между
нормативным содержанием акта и его формой.
НПА принимаются (издаются) в
форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил,
инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил,
инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и
телеграмм не допускается». Соответственно, ненормативные акты издаются в самых
разных формах, предусмотренных законом.
В Постановлении № 1009 речь идет только о нормативных актах
федеральных органов исполнительной власти. Однако в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 394-1 от 02.12.90 «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативные акты Банка
России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан,
должны быть зарегистрированы в Минюсте РФ в порядке, установленном для
регистрации актов федеральных министерств и ведомств, а значит, правила
подготовки нормативных актов Центрального Банка РФ не должны вступать в
противоречие с Постановлением № 1009.
Тем не менее ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 №
02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в
силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5
Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные
акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит
Постановлению Правительства РФ № 1009 в
части отнесения указания к форме нормативного правового акта.
В свою очередь, Минюст РФ в
«Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»,
утвержденных Приказом от 17.04.98 № 42,
подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ № 1009 НПА федеральных органов исполнительной
власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил,
инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не
должны носить нормативный правовой характер.
Однако существуют исключения
из этого правила. Так, в 1994-1996 гг.
были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только
нормативным актам, а именно: было принято 9
законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание
отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально-правовыми
актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы.
Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов
в форме законов.
Б). Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое
значение
Информация
индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, отличается от
официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных
государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных
полномочий, — граждан, организаций.
Информация индивидуально-правового характера,
имеющая юридическое значение, подразделяется на следующие группы:
• договоры (сделки);
• жалобы, заявления, порождающие юридические
последствия. Общие черты этих актов:
• они носят индивидуально-правовой характер,
• они направлены на создание
(изменение, прекращение) конкретных
правоотношений.
В). Неофициальная правовая
информация
Неофициальная правовая
информация (материалы и сведения о законодательстве и практике его применения)
отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей
юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее
можно подразделить на следующие группы:
• материалы подготовки, обсуждения и принятия
законов и иных нормативных правовых актов;
• материалы учета и систематизации
законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные
материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники
нормативных правовых актов и т.д.);
• материалы статистики по правовым вопросам
(статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
• образцы деловых бумаг;
• комментарии законодательства;
• научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам
законодательства.
2. Условия и порядок
вступления в силу нормативных правовых актов.
Применение правовой
информации в практической деятельности предполагает знание действующего
законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов.
Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее
помощью от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли
она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.
Замечание. Порядок
опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов может меняться в
связи с принятием новых актов, регулирующих эти вопросы. Вся информация по
данным вопросам дается по состоянию на 1
января 1999 г. Отметим, что информацию о
порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов,
полностью актуализированную на текущую дату, можно получить в системах
КонсультантПлюс по федеральному законодательству
в разделе «Справочная информация» (поле «Тематика») в виде отдельного
документа.
2.1. Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов
В соответствии с ч. 3 ст. 15
Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально
опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные
нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как
не вступившие в силу
Установленный Конституцией РФ принцип обнародования
нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших
порядок опубликования и вступления в силу НПА.
Ныне действуют следующие акты Российской Федерации,
регулирующие этот вопрос:
1) Федеральный конституционный
закон от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской Федерации» (ст.
78, 79);
2) Федеральный закон от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания»;
3) Федеральный закон от 02.12.90 № 394-1 (ред. от 31.07.98) «О Центральном Банке Российской
Федерации (Банке России)» (ст. 6);
4) Федеральный закон от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах
Российской Федерации» (ст. 24, 30);
5) Федеральный закон от 26.11.98 № 182-ФЗ «О внесении изменения и
дополнения в статью 43 Федерального
закона «О рынке ценных бумаг»;
6) Таможенный кодекс РФ (ст. 11);
7) Налоговый кодекс РФ (ст. 5);
8) Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763 (ред. от 16.05.97) «О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации. Правительства Российской Федерации и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»:
9) Указ Президента РФ от 13.08.98 № 963 «О внесении изменения в Указ
Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О
порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации н нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти»;
10) Указ Президента РФ от 01.07.96 № 1009 «О федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг»;
11) Постановление Правительства
РФ от 13.08.97 № 1009 (ред. от 06.11.98) «Об утверждении Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации»;
12) Постановление Правительства
РФ от 26.12.95 № 1263 «Об информационном
бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку»;
13) Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395 (ред. от 24.06.98) «О Положении Банка России «О
порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»;
14) Указание ГТК РФ от 02.07.97 № 01-14/836 «О применении таможенными
органами законодательства Российской Федерации». От момента принятия (издания) акта
до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его
государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования (для
всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального характера).
Со дня подписания вступают в силу только те акты
Президента РФ и Правительства РФ, которые не носят нормативного характера, а
также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения
конфиденциального характера (п.п. 5, 6
Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763), а
также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера.
Таким образом, обязательными условиями вступления НПА в силу являются:
1) обязательное официальное
опубликование всех НПА (ст. 1 ФЗ «О
порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.94 № 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в
силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти» от
23.05.96 № 763);
2) обязательная
государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и
гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный
характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763), Причем государственной
регистрации подлежат НПА, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так
и несколькими (п. 12 «Разъяснении о
применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их
государственной регистрации», утвержденных Приказом Мин-юста РФ от 17.04.98 № 42).
2.1.1. Официальное опубликование
Под официальным опубликованием НПА следует понимать
помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных
официальными действующим законодательством.
Для федеральных конституционных законов, федеральных
законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства
РФ такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства
Российской Федерации» (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 № 5-ФЗ, ст. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 №
763).
В соответствии со ст.
4 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания» от 14.06.94 № 5-ФЗ
официальным опубликованием считается
первая публикация полного текста федерального конституционного закона,
федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в «Российской газете»
или «Собрании законодательства Российской Федерации».
При определении, какая публикация является первой,
следует учесть положения п. 6
Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 jN"
17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения
даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата
выпуска «Собрания законодательства Российской Федерации» не может считаться
днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные,
совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого
момента реально еще не обеспечивается получение информации о содержании
закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о
первой публикации, необходимо сопоставлять даты «Российской газеты» и «Собрания
законодательства Российской Федерации» и самостоятельно делать вывод, какая
дата является реальной датой обнародования НПА.
Для ведомственных НПА (за
исключением актов ЦБ РФ, ФКЦБ) до 18
августа 1998 г. (день вступления в силу
Указа Президента РФ от 13.08.98 № 963 «О
внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996
г. № 763 «О порядке опубликования и вступления
в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти») официальным опубликованием считалось опубликование в «Российских
вестях» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти» издательства «Юридическая литература» (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763). Президент РФ Указом от 13.08.98 № 963 внес изменения в порядок
опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, установив, что указанные акты подлежат
официальному опубликованию в «Российской газете» вместо газеты «Российские
вести», как было ранее.
Для НПА ЦБ РФ официальным источником опубликования
является «Вестник Банка России» (ст. 6
ФЗ от 02.12.90 № 394-1). Для НПА ФКЦБ — «Вестник Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг» (п. 1 Постановления
Правительства РФ от 26.12.95 № 1263).
2.1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 № 305 была введена государстйенная
регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и
интересы граждан или носящих межведомственный характер.
Указом Президента РФ от 21.01.93 № 104 было установлено, что акты, не прошедшие
государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные
в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий, как
не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.05.92 № 305 и Указ Президента РФ от 21.01.93 № 104 утратили силу в связи с
утверждением новых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см.
Постановление Правительства РФ от 13.08.97 №
1009) и в связи с новым Порядком опубликования и вступления в силу актов
Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763). Тем не менее правовые
последствия несоблюдения установленного порядка регистрации и опубликования
актов, которые в этом нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие
регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.
2.2. Порядок
вступления в силу нормативных правовых актов
2.2.1. Порядок вступления в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ федеральные конституционные
законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по
истечении десяти дней после официального опубликования.
Данный порядок действует в
отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше
Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ).
В отношении актов, принятых ранее, следует руководствоваться положениями
Закона РСФСР от 13.07.90 № 89-1 «О порядке
опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых
Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами».
Общий порядок вступления в
силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ, действует, если самими законами
и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их
в силу.
Кроме общего порядка
вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в
силу законов и актов палат Федерального Собрания:
1) порядок вступления в силу
документа может быть определен в самом документе, а именно называется
конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка
«Вступает в силу после официального опубликования»;
2) порядок вступления в силу
закона нередко определяется отдельным документом — законом о введении его в действие. Вступление в силу законов,
устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое
законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5
Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс
РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их
принятия.
Налоговый кодекс РФ
предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не
ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не
ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты
законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного
месяца со дня их официального опубликования.
Если акты
законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые
ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения,
устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение
налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность
за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии
защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу
Если акты
законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают
размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или
плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь
обратную силу, если прямо предусматривают это.
2.2.2. Порядок вступления в силу
актов Президента РФ и Правительства РФ
Акты Президента РФ, имеющие
нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных
органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении
семи дней после дня их первого официального опубликования (п.п. 5,6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).
Иные акты Президента РФ и
Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в
силу со дня их подписания.
Данный порядок является
общим и применяется:
• если самими актами не
установлен другой порядок вступления в силу (п.
7 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763);
• в отношении актов, принятых с 05.06.96 (дата вступления в силу
Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).
Для определения даты вступления в силу актов,
принятых ранее, следует применять положения Указа Президента РФ от 26.03.92 № 302, в настоящее время утратившего
силу.
2.2.3. Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда РФ.
В соответствии со ст. 78, 79 Федерального конституционного закона от
21.07.94 № 1-ФКЗ решения Конституционного
Суда вступают в силу не
медленно после их
провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных
изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ,
которых касается принятое решение.
Решения Конституционного
Суда публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
2.2.4. Порядок вступления в силу
НПА федеральных органов исполнительной власти
Если порядок вступления в силу НПА не определен в
самом акте, то в соответствии с п. 12
Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 НПА
федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти
дней после дня их официального опубликования.
НПА федеральных органов исполнительной власти,
содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие
конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному
опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции
РФ, вступают в силу со дня их государственной регистрации и присвоения номера,
если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа Президента РФ от 16.05.97 №
490).
2.2.5. Особый порядок вступления в
силу НПА Государственного таможенного комитета РФ
Нормативные правовые акты Государственного
таможенного комитета РФ (ГТК РФ), затрагивающие права и законные интересы
граждан, юридических лиц или носящие межведомственный характер, подлежат
государственной регистрации, как и другие НПА федеральных органов
исполнительной власти. Но порядок вступления в силу НПА ГТК РФ установлен иной.
Если срок вступления в силу НПА ГТК РФ не определен
в самом документе, то действует порядок, определенный ст. 11 Таможенного кодекса: нормативные акты ГТК
РФ общего характера вступают в силу по истечении тридцати дней после их
опубликования этим комитетом.
Исключения составляют следующие случаи:
• если акты устанавливают более льготные
правила, чем те, которые действуют (могут распространять свое действие на
правоотношения, возникшие до их издания);
• если акты законодательства РФ обязывают ГТК
РФ ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки. Иные
правовые акты ГТК России (внутриведомственного характера,
нормативно-технические) вступают в силу с момента их подписания, если в самих
актах не установлен более поздний срок вступления в силу (Указание ГТК РФ от 02.07.97 № 01-14/836).
Этим же Указанием подтверждается,
что на акты ГТК РФ в вопросах официального опубликования распространяется
действующий в отношении федеральных органов исполнительной власти порядок.
2.2.6. Порядок вступления в силу
НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
До принятия Федерального
закона от 26.11.98 № 182-ФЗ «О внесении
изменения и дополнения в статью 43
Федерального закона «О рынке ценных бумаг» НПА Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг (ФКЦБ), изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня
их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ
Президента РФ от 03.07.95 № 662 (ред. от 28.05.97), Указ Президента РФ от 01.07.96 № 1009). Федеральный закон № 182-ФЗ установил, что постановления ФКЦБ,
имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и
порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, и вступают в силу по истечении десяти дней со
дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен
иной срок вступления их в силу. Таким образом, на НПА ФКЦБ был распространен
общий для НПА федеральных органов исполнительной власти порядок вступления в
силу.
Постановлением Правительства
РФ от 26.12.95 № 1263 ФКЦБ разрешено
издание информационного бюллетеня «Вестник Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг». Опубликование в этом бюллетене актов ФКЦБ является их
официальной публикацией.
2.2.7. Порядок
вступления в силу нормативных актов Банка России.
Нормативные акты Банка России, затрагивающие права,
свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ
в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и
ведомств (ст. 6 ФЗ о «Центральном банке
Российской Федерации», п. 6.1 Приказа ЦБ
РФ от 15.09.97 № 02-395).
В соответствии со ст.
6 ФЗ от 12.12.90 № 394-1
нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального
опубликования в официальном издании Банка России
— «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом
директоров. Подробно регламентирует порядок опубликования и вступления в силу
нормативных актов Банка России Положение Банка России «О порядке подготовки и
вступлении в силу нормативных актов Банка России» от 15.09.97 № 519 (ред. от 24.06.98)
(Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395).
Сведения о порядке
опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов представлены в
приложении 2.
3.
Способы
распространения правовой информации.
Как уже отмечалось во
введении, основным источником правовой информации для специалистов и широкого
круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации. Это и
традиционные печатные издания (газеты и журналы), и электронные СМИ (компьютерные
правовые системы, радио, телевидение). Какой же из этих способов
распространения правовой информации более удобен? Что перспективнее? Каковы
прогнозы развития и использования различных видов СМИ для распространения
правовой информации? Эти вопросы очень часто дискутируются и среди экспертов и
среди обычных пользователей. Очень часто высказываются крайне радикальные
взгляды: от полного неприятия компьютерных, электронных СМИ (хотя в последнее
время такая точка зрения встречается все реже) до полного отрицания перспектив
для изданий на бумажных носителях. Вместе с тем верный прогноз развития
различных видов СМИ в этой области очень важен для своевременного и
эффективного решения многих практических проблем, и в первую очередь для
решения проблемы организации оперативного и качественного официального
опубликования НПА.
Прежде чем детально обсудить сформулированные выше вопросы и подробно остановиться на достоинствах и недостатках различных видов СМИ, необходимо отметить следующее. Говорить об удобствах или неудобствах конкретных СМИ нельзя, не определив задачи и потребителей информации, относительно которых идет обсуждение.
3.1. Печатные издания.
Использование печатных
изданий (на бумажных носителях) является традиционным способом распространения
правовой информации. Вне всяких сомнений и сегодня С МИ на бумажных носителях
не утратили своего значения. Несмотря на то что компьютерные правовые системы в
последние годы распространяются тиражами, сопоставимыми с тиражами традиционной
периодики, роль газет и журналов нельзя недооценивать ни сейчас, ни в обозримом
будущем. Причины этого объективны.
Во-первых, если говорить о потребителях правовой
информации, то в силу сложившихся привычек и навыков существенная часть специалистов
и большая часть обычных граждан предпочитают воспринимать правовую информацию,
воспроизведенную на бумаге. Вместе с тем постепенно число любителей и
постоянных пользователей ПК растет. Но нам кажется, что ожидать полной,
стопроцентной переориентации потребителей, предпочитающих бумажные носители,
на использование компьютерных СПС в ближайшие годы вряд ли следует.
Во-вторых, — и
это наиболее существенно — решение целого
ряда задач сегодня несомненно более удобно с использованием бумажного варианта
документов. Так, детальный одновременный анализ нескольких документов на
бумаге, с возможностью делать необходимые пометки в тексте и т.п., далеко не
всегда удобно заменить работой на компьютере даже при использовании
многооконного интерфейса. Работа же с качественным многостраничным,
фундаментальным изданием зачастую просто доставляет специалисту эстетическое
наслаждение.
В-третьих, высокий темп современной жизни часто
накладывает специфические ограничения на время и место работы с правовой
информацией. Так, чтение и просмотр разного рода обзоров и иных материалов в
транспорте, на отдыхе за городом стали вполне привычными для большинства
активно работающих специалистов.
Ну и наконец самое главное, для чего в обозримом
будущем несомненно будут продолжать использовать бумажные носители, — это официальное опубликование НПА. Об этом
более подробно говорится в пункте 5
данного параграфа.
Если посмотреть на развитие печатных изданий,
публикующих материалы по правовым вопросам, за последние пять-семь лет, можно
отметить следующую тенденцию. В печатных изданиях постепенно сокращался объем
публикаций полных текстов нормативных актов и все в большем объеме
публиковались качественные обзорные и аналитические материалы. Представляется,
что для печатных изданий основнымпринципом подбора материала в дальнейшем
станет следующий: «Дать читателю все самое важное удобным для восприятия
способом на ограниченном месте».
Недостатки использования
печатных изданий для обеспечения доступа к правовой информации также очевидны.
Это относительная ограниченность объема публикаций, неэффективность хранения
больших массивов информации и поиска в них конкретных документов, низкая
оперативность при передаче информации. Последнее особенно остро проявляется в
том, что любой сбой в работе почты резко снижает оперативность поступления
газет и журналов в регионы. По-видимому, и тут неизбежно более активное
использование компьютерных технологий. Все больше печатных изданий стремится
передавать свои макеты в регионы по телекоммуникациям и печатать основную
часть тиража на местах.
Радио и телевидение тоже
могут быть использованы для распространения правовой информации, но только с
точки зрения общего правового воспитания граждан. Такие СМИ, как правило,
сообщают о появлении тех или иных нормативных документов, о работе
законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и судебных
органов. Мы не будем подробно обсуждать в данной книге использование этих СМИ,
поскольку в силу своей специфики радио и телевидение не могут широко
использоваться даже для ознакомления граждан с текстами правовых документов,
не говоря уже о какой-либо профессиональной работе с правовой информацией.
3.2. Компьютерные системы, базы
данных
Безусловно, все более
массовый характер приобретает использование различных компьютерных баз правовой
информации. Уже сотни тысяч специалистов используют правовые системы в своей
работе, и число пользователей СПС будет и дальше стремительно расти.
Как уже отмечалось, причины такой популярности СПС в
том, что персональные компьютеры становятся все более доступными как для
предприятий и компаний, так и для частных лиц. Но самая главная причина в том,
что компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и
возможностей. В первую очередь это:
•
возможность компактно хранить большие объемы информации,
•
возможность быстрого поиска нужных документов или даже их фрагментов в огромных
массивах данных,
• возможность с высокой
скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния.
К примеру,
только один оптический диск (CD-ROM) способен хранить 650 мегабайт информации, что составляет
приблизительно 200 тысяч страниц
обычного текста или более тысячи книг среднего объема.
Очевидно, что
работать с таким объемом информации, например осуществлять в нем быстрый поиск
нужного материала, без компьютера практически невозможно. Даже привычные всем
нам библиотеки с помощью своих каталогов и системы заказов предоставляют
читателю возможность для поиска лишь самих книг, а не их фрагментов. Ясно, что
иметь столько информации на бумаге как дома, так и на каждом рабочем месте
просто не представляется возможным.
Также никакая
почтовая служба не в состоянии конкурировать по оперативности передачи
информации с работой телекоммуникаций.
Вместе с тем
использование компьютеров в текущей работе с информацией имеет свои
субъективные и объективные ограничения. Нельзя не упомянуть как о традиции и
привычке работать с бумагой у значительной части специалистов, так и об
объективных эргономических ограничениях на восприятие информации с экрана.
Очень часто на практике можно наблюдать, как найденные в компьютерных базах документы
затем распечатываются на бумаге для дальнейшей работы.
Кроме того,
важно видеть и границы реальных возможностей СПС, тем более что иногда
пользователи преувеличивают их, ожидая от СПС услуг, которые фактически могут
быть оказаны лишь квалифицированными юристами. Это заблуждение возникает в силу
того, что в СПС действительно, как правило, включен огромный объем конкретных
консультаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям и пользователь может с
легкостью извлекать из информационного банка системы любые из этих
консультаций. Но следует четко понимать, что СПС, в отличие от экспертов-консультантов,
не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а
только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже
если среди консультаций, включенных в СПС, имеется та, которая в точности
соответствует конкретной ситуации пользователя, необходима определенная
квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия.
Вопросе реальных возможностях
СПС является предметом спора между различными разработчиками. Некоторые из них
придерживаются взглядов, что благодаря юридической обработке информации в СПС
даже неподготовленный пользователь сможет сам без помощи специалистов
разбираться в сложных ситуациях, другими словами, такие разработчики считают,
что СПС в значительной мере смогут заменить юриста и аудитора. Позиция
специалистов компании «Консультант Плюс» по этому вопросу более сдержанная. Ни
одна СПС не сможет заменить настоящего профессионала и является лишь
необходимым инструментом в работе экспертов. Более того, если пользователь не
имеет хотя бы начального понимания юридических основ, то ему просто опасно
самостоятельно браться за решение серьезных юридических задач, даже
вооружившись самой совершенной СПС.
Так, например, если бухгалтер находит в газете
мнение, консультацию специалиста или нормативный акт, который помогает ему
сориентироваться в отдельной конкретной ситуации, то это естественно экономит
время, необходимое для принятия решения. Но любой, даже начинающий специалист
понимает, что в сложной ситуации нельзя целиком полагаться только на одну
публикацию, даже если это нормативный акт. Необходимо самому тщательно
проанализировать проблему, постараться найти другие материалы на эту тему,
сопоставить их между собой, проверить, действует ли найденный нормативный акт
или даже его конкретный фрагмент в настоящее время, и т.д. Если вопрос целиком
понятен специалисту, то этот анализ он делает сам, в противном случае
дополнительно привлекает других экспертов. При этом ни у кого из специалистов
не возникает иллюзий, что, например, газета, публикующая ответы на вопросы,
может заменить опытного эксперта-консультанта.
Абсолютно та же ситуация складывается и при работе с
компьютерными системами, которые позволяют специалисту найти различные
правовые акты и другие документы по интересующей его проблеме. Уникальные
свойства именно компьютерных технологий дают возможность реализовать поиск
документов в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными
фондами. Система предоставляет пользователю достаточно большой объем материалов
(нормативные акты, мнения экспертов компании-разработчика), что весьма помогает
ему в самостоятельной работе. Подчеркнем, что именно помогает, но не более
того. Очень важно понимать, что, несмотря на все свои преимущества и
уникальные возможности, СПС — это все же
только инструмент, пусть и весьма мощный, помогающий пользователю при его самостоятельной
работе и при принятии решений.
Если говорить образно, то попытку неспециалиста
решать юридические вопросы с помощью СПС можно сравнить с попыткой человека,
не имеющего специальных знаний, лечить больных по медицинским справочникам.
Да, в простейших случаях, например при легкой простуде, это возможно. Но уже
при гриппе или более серьезных заболеваниях необходимо обратиться к хорошему
врачу, который на основе своих знаний и опыта, квалифицированно используя, если
надо, те же справочники, ставит диагноз и принимает решение о методике лечения.
Обстоятельный анализ
возможностей и ограничений при работе с СПС далеко не случаен. Ясное понимание
реальных возможностей справочных правовых компьютерных систем, их роли и
предназначения очень важно как для грамотного и эффективного их использования,
так и для правильной стратегии их развития. Отмеченные выше границы
возможностей компьютерных правовых систем никоим образом не умаляют их реальной
роли и достоинств. Очевидно, что уже в самом ближайшем будущем практически ни
один специалист, работающий с правовой информацией, не сможет обойтись без СПС
в своей работе.
4. Перспективы использования компьютерных
технологий для официального опубликования нормативных правовых актов.
Компьютерные технологии
позволяют удобно хранить и оперативно передавать на любые расстояния большие
объемы информации. Поэтому у специалистов возникает естественное желание
использовать эти технологии для процедуры официального опубликования
нормативных актов. Однако при реализации таких идей возникает ряд трудностей
принципиального характера.
Во-первых,
нельзя однозначно сказать, будет ли опубликование документов исключительно в
компьютерной форме достаточным для того, чтобы считать документ общедоступным
и реально обнародованным. Объективно в настоящее время далеко не все
специалисты имеют доступ к ПК и соответствующий опыт работы. Если сегодня
ограничиться официальным опубликованием документов только в электронной
форме, то права и возможности существенной части граждан будут ущемлены.
Поэтому в обозримом будущем можно обсуждать перспективы электронного
официального опубликования только как дополнение к традиционному способу — опубликованию актов на бумажных носителях
(публикации в газетах и сборниках) или в сочетании с другими формами и
способами, позволяющими гражданам получить официальную публикацию документа в
традиционной бумажной форме.
Во-вторых,
даже если документ наряду с официальным опубликованием на бумаге официально
опубликован и в электронном виде, практическое использование официальных
электронных документов пока затруднено, и уж тем более еще рано говорить об
официальном электронном опубликовании как о единственном. Дело в том, что пока
еще не сложились общепринятые традиции и практика решения двух конкретных
технических проблем.
Первая
проблема
связана с подтверждением того, что конкретный файл получен именно из
официальной системы. Другими словами, каким образом судья может убедиться, что
распечатка документа, предоставленная ему, или изображение файла на экране ПК
являются именно официальной версией акта и не содержат искажений. Отсутствие
простого и четкого технического решения этой проблемы и вместе с тем реальная
возможность изменять информацию в компьютере вызывают даже определенный
психологический барьер у многих специалистов при использовании компьютерных текстов
как истины в последней инстанции. Они, безусловно, активно используют базы
ведущих компаний, но при решении ответственных вопросов ссылаются на привычные
бумажные копии, официальных публикаций.
Вторая
проблема
заключается в том, что никто пока не предложил простой и понятный способ
фиксации даты включения документа в базу и соответственно даты вступления
документа в силу. Очевидно, что разработчики базы всегда имеют возможность
поменять любую информацию в своей системе даже задним числом. Именно поэтому
вряд ли можно будет в ближайшем будущем для целей официального опубликования
использовать базы, которые хранятся исключительно на компьютере разработчика и
всегда находятся под его полным контролем, а пользователям доступны только
через телекоммуникации (on-line системы). Вести речь об
официальном опубликовании документов путем включения их в компьютерную систему
можно лишь в том случае, если будет создан четкий механизм постоянного
отчуждения от разработчика либо самой базы, либо перечня включенных в нее
документов, позволяющий строго фиксировать дату публикации, но даже и в этом
случае остаются некоторые вопросы, решение которых потребует дополнительной
проработки и апробации.
В настоящее время, согласно имеющейся у авторов
информации, нигде в мире нет полностью продуманных процедур официального
опубликования правовых актов в электронном виде, хотя специалисты многих стран
исследуют эту проблему и возможные пути ее решения. В России мы также видим
некоторое движение в этом направлении. Так, в Указе Президента РФ от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти» имеется упоминание об официальных машиночитаемых
текстах, которые распространяются НТЦ «Система» при ФАПСИ. Однако ни в этом
Указе, ни в других документах пока не разработана конкретная организационно-техническая
процедура использования официальных машиночитаемых копий правовых актов в
работе широкого круга специалистов. Никакого конкретного и проверенного на
практике решения двух упомянутых выше проблем использования компьютерных
технологий для официального опубликования правовых актов в России также пока
никем не предложено.
Казалось бы, у специалистов ФАПСИ имеются
необходимые средства, такие, как специальные, защищенные каналы связи и
специальные программные средства зашиты информации, позволяющие решить
проблему официального опубликования правовых актов в электронном виде. Однако
изначальная бесперспективность движения по этому пути достаточно очевидна. Она
носит объективный характер и связана с неоправданной дороговизной средств,
используемых в этом случае для решения проблемы. Использование закрытых,
надежных и, как следствие, дорогих каналов спецсвязи необходимо и оправдано
только при создании системы оперативного управления государством, да и то на
самых верхних ее уровнях (руководители государства, министерств, субъектов
федерации). Обеспечить же доступ к таким каналам не только миллионов граждан
или сотен тысяч специалистов, но даже десятков тысяч государственных служащих
просто нереально. Даже если отказаться от использования каналов
правительственной связи и оставить лишь сертифицированные технические и
программные средства защиты данных (криптографические ключи и т. п.) в
сочетании с обычными телефонными каналами, это все равно будет слишком
дорогостоящим средством решения проблемы официального опубликования правовых
актов в электронном виде. Методологически такие подходы близки к тому, как
если бы сегодня экземпляры «Российской газеты» или «Собрания законодательства
РФ» доставлялись адвокатам и юристам компаний офицерами фельдъегерской связи,
чтобы по дороге тексты официальных документов нельзя было изменить.
Вместе с тем открытость правовой информации, в
отличие, например, от финансовой, банковской информации, определяет и
естественный подход к ее защите. Если проводить аналогии с бумажными способами
обнародования официальных документов, то реальная гарантия достоверности информации
в массовости отчуждаемых тиражей, а не в защите каналов доставки. Страницы из
официальных бюллетеней и газет бессмысленно подделывать не потому, что они
хорошо защищены на пути из типографии к читателю, а потому, что тираж велик и
весь его не подделать. Практическое использование аналогичных принципов для
опубликования правовых актов в электронном виде сейчас обсуждается ведущими
экспертами в этой области.
Реальную перспективу в продвижении компьютерных
технологий для официальной публикации правовых актов можно оценить следующим
образом. В ближайшие три-пять лет будет идти процесс экспериментов в этой
области и психологического привыкания специалистов к новым технологиям.
Безусловно, очень важно в этот период следить за мировым опытом в данной
области и учитывать его. И только в случае решения всех упомянутых выше проблем
можно будет ставить вопрос о введении компьютерной формы официального
опубликования правовых актов на законодательном уровне. Поспешные же решения
здесь могут в лучшем случае остаться пустыми декларациями, а в худшем — дискредитировать саму идею официального
опубликования правовых актов в электронном виде.